Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за 2015 год

Дальневосточной транспортной прокуратурой в целях обеспечения законности нормативных правовых актов, издаваемых в сфере железнодорожного, воздушного и водного транспорта налажено взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, территориальными прокурорами.

По результатам рассмотрения трех требований и 9 протестов прокуроров приведены в соответствие с федеральным законодательством 13 нормативных правовых актов высших должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, создававших административные барьеры в осуществлении предпринимательской деятельности и предпосылки для совершения коррупционных правонарушений.

К примеру, вопреки Бюджетному кодексу Российской Федерации в Порядке предоставления субсидий на компенсацию потерь в доходах организации железнодорожного транспорта, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки, утвержденном постановлением Правительства Амурской области от 22.03.2012 № 146, отсутствовали обязательные положения о возврате субсидий в бюджет в случае их неиспользования либо нарушения условий их предоставления.

Дальневосточным транспортным прокурором Губернатору Амурской области внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, по результатам рассмотрения которого требования прокурора признаны обоснованными и удовлетворены. Однако Порядок предоставления субсидий в соответствие с федеральным законодательством не приведен, нарушения антикоррупционного законодательства длительное время не устранялись.

В целях признания Порядка предоставления субсидий недействующим, Дальневосточным транспортным прокурором направлено заявление в суд, по результатам рассмотрения которого незаконный правовой акт отменен.

В утвержденном постановлением администрации Магаданской области от 05.11.2009 № 547-па Порядке предоставления субсидий на реализацию мероприятий в области автомобильного и воздушного транспорта в Магаданской области отсутствовали предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации обязательные положения и содержались коррупциогенные факторы, что позволяло должностным лицам по своему усмотрению определять порядок возврата субсидий в бюджет и совершать иные действия в отношении юридических лиц.

По результатам рассмотрения Губернатором Магаданской области требования Дальневосточного транспортного прокурора об изменении нормативного правового акта, противоречащие закону положения из постановления исключены.

Установлен нормативный правовой акт органа местного самоуправления, незаконно регулирующий вопросы распоряжения объектами федеральной собственности и содержащий коррупциогенные факторы.

Вопреки требованиям ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» постановлением главы муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 17.06.2010 № 78 утвержден Перечень имущества (в том числе объекты железнодорожного транспорта и аэродромов), в отношении которого заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса по решению собственника.

Условия и основания принятия решения о проведении торгов в нормативном правовом акте не определены, тем самым диспозитивно установлена возможность по собственному усмотрению совершения либо не совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.

Хабаровским транспортным прокурором главе муниципального района внесено требование об изменении нормативного правового акта, по результатам рассмотрения которого коррупциогенный фактор из постановления исключен.

54