Об административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Сфера его действия распространяется на все обращения граждан, за исключением случаев, когда иной порядок их рассмотрения закреплен федеральными конституционными и иными федеральными законами.

Лица, виновные в нарушении Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в т.ч. юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.39 КоАП РФ (отказ в предоставлении информации), ст. 5.63 (нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг) КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных 5.59 КоАП РФ, возбуждаются прокурором и рассматриваются мировыми судьями.

Как правило, поводом для возбуждения дел указанной категории являются поступающие в органы прокуратуры обращения самих граждан и организаций, а также результаты прокурорских проверок органов власти, органов местного самоуправления, а также организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Субъектами данного правонарушения являются должностные лица, т.е. лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления.

В связи с этим, к административной ответственности привлекается, как правило, руководитель органа, нарушившего порядок рассмотрения обращения.

Наиболее распространенными нарушениями являются несоблюдение 30-дневного срока рассмотрения обращений, требований закона об уведомлении заявителей о переадресации обращения для рассмотрения в другой государственный орган, к чьей компетенции относится решение поставленных в нем вопросов.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ за административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

44
32
10